Изготовление каркасов для наземных переходов и мостов: характеристики, требования и нормативы

Изготовление каркасов для наземных переходов и мостов: характеристики, требования и нормативы

Мосты из металлоконструкций более экономичны и долговечны в сравнении с железобетонными или деревянными вариантами. Они отличаются скоростью монтажа и устойчивостью к значительным нагрузкам. Чтобы достичь такого результата, проект должен отвечать требованиям и нормативам строительства. 

Виды мостовых конструкций

Мостовые конструкции представляют собой универсальную технологию, которая применяется для строительства переправ в различных условиях. В зависимости от назначения они подразделяются на несколько видов:

  • автомобильные;
  • железнодорожные;
  • пешеходные;
  • совмещенные.

Исходя из конструктивных особенностей, выделяется четыре вида мостов:

  • Балочные. Наиболее распространенный тип мостов, в которых горизонтальные балки поддерживаются стойками.
  • Арочные. Имеют изогнутую форму, нагрузку на себя принимают арки. Дорожное полотно проходит над пролетом или сквозь него.
  • Висячие. Оснащены металлическими тросами или кабелями, которые поддерживают дорожное полотно на весу.
  • Понтонные. Используются в качестве временных переправ через реки и водоемы и обеспечивают доступ для технического обслуживания надводных объектов.

Характеристики мостовых конструкций

Мостовые конструкции в зависимости от своего назначения оснащаются дорожным полотном или железнодорожными путями, тротуарами и велосипедными дорожками. Автомобильные мосты обычно имеют широкую проезжую часть, а железнодорожные – железобетонные балластные пути и брусья для устойчивости рельсов.

Пешеходные мосты возводятся над дорогами и реками, уровневое разделение проезжей и пешеходной зон способствует значительному уменьшению количества ДТП и несчастных случаев. Конструкция подобных объектов состоит из металлических ферм и согнутых профилей с тонкими стенками. Стены таких мостов выполняются из профильного листа. Поскольку конструкция возвышается над землей, в нее входит металлическая лестница с перилами. В дополнение к этому мосты остекляют, чтобы уберечь пешеходов от осадков и шума.

В сравнении с железобетонными мостами металлические конструкции имеют меньший вес, но их прочность и грузоподъемность от этого не снижается. Зато сокращаются сроки монтажных работ и расходы на фундамент. Облегченные металлоконструкции собираются по типовой схеме и не нуждаются в усиленном основании.

Требования и нормативы

Стандарты и нормы для изготовления каркасов для наземных переходов и мостов зафиксированы в ГОСТ и СНиП III-43-75 (Мосты и трубы) и III-18-75 (Металлические конструкции).

В соответствии с ними стальные пролетные конструкции в обязательном порядке изготавливаются на промышленных предприятиях и специализированных заводах из сертифицированных высокопрочных сталей с пределом прочности в 600 МПа.

В заводских условиях элементы каркаса проходят через правку и гибку, резку и обработку кромок. В результате структура элементов не должна иметь трещин, надрывов и клейма номера на сварных швах. Погрешности при резке металла устраняются очисткой или заваркой кромок. В случае растяжения кромок горизонтальных ребер им требуется дополнительная механическая обработка.

Сварной шов должен иметь плавный переход к основному металлу без каких-либо дефектов. Отверстия для заклепок и болтов просверливаются или продавливаются в местах прилегания головок, предварительно раззенкованных на 1,5 мм по глубине и диаметру.

К выполнению всех операций допускаются только специалисты с необходимой квалификацией и с соответствующими удостоверениями.

На этапе заводской приемки элементы каркаса проходят проверку, которая нацелена на выявления трещин в сварных швах или в основном металле, расслоений по кромкам.  Если таковые обнаружены, элементы подлежат замене. Далее элементы проходят чистку, грунтование, покраску и получают сертификат. В дополнение завод-изготовитель предоставляет заказчику полный комплектом технической документации.

При монтаже каркаса соблюдаются общие требования к строительству балочных, арочных и висячих разводных мостов.